Все автомобили, которые выезжают на дорогу, должны находиться в исправном состоянии и хорошо управляться. Важным элементом рулевого механизма является рулевая рейка, которая передает усилия от водителя к рулевому колесу. При поломке этой конструкции или ее замене через определенное количество пройденных автомобилем километров нужно обращаться в автосервис к опытным специалистам. На протяжении срока эксплуатации важно выполнять ремонт рулевой рейки и проверять ее состояние. От исправности рулевого управления зависит жизнь владельца автомобиля и пассажиров.
Неисправности рулевой рейки возникают по разным причинам. Это может быть связано с плохими дорогами, быстрой и неаккуратной ездой. В результате ресурс механизма может быть закончиться. О необходимости ремонта или замены рейки можно судить по разным признакам, например, по люфту в наконечниках или тягах. Реечный механизм руля позволяет легко и быстро выполнить устранить поломку и восстановить узел.
Ремонт или замена
Рулевая рейка защищена от влаги и попадания грязи с помощью хомутов и пыльников. Но вследствие разности температур в узел может попадать конденсат, вызывающий коррозию металлических деталей. Также ржавчина появляется в результате неправильной установки пыльников, когда выполнялась замена рулевых тяг. Иногда коррозия заметна на зубьях рейки. В этом случае ее невозможно отремонтировать, так как деталь имеет сложный рельеф и необычную закалку металла. Остальные части рейки можно очистить от ржавчины путем шлифовки, стачивания.
При поверхностной коррозии применяется шлифовка слоя не больше 0,1 мм с помощью обычных сальника и втулки. При серьезной ржавчине нужно стачивать рейку на глубину 0,5 мм и подбирать запчасти под уменьшенный диаметр рейки. В случае с глубокой коррозией выполняется протачивание рейки. Для восстановления необходимого диаметра используется нержавеющая труба, которую напрессовывают на рейку. Далее выполняется зашлифовывание, чтобы получить первоначальный диаметр рейки. Таким же способом можно избавиться от коррозии рулевого вала. Его нужно проточить и потом подобрать сальник нужного размера. При износе центрального зуба вала рейки можно попробовать его восстановить. Но это сложно сделать не в заводских условиях, поэтому чаще всего рейку заменяют на новую.
В рулевых механизмах с ГУР часто выходят из строя картеры распределителей, что связано с поломками запирающих колец. В этом случае можно использовать новые запчасти и заменить картер. Но опытные специалисты могут спасти деталь. Они растачивают корпус и запрессовывают в него втулку. Чтобы получить исходный диаметр, втулку растачивают и шлифуют. Также снова воссоздаются каналы.
При износе поджимного элемента — сухаря рейки начинает снижаться управляемость машиной. При восстановлении пластины воссоздается специальное покрытие, которое называется антифрикционным. Это позволяет защитить детали от трения и предотвратить быстрый износ в будущем. При глубоких выработках на пластинах деталь придется заменить.
О выгоде ремонта или замены узла
Во многих случаях можно восстановить рулевое управление, а не менять все детали. Но это возможно только тогда, когда проблема только появилась. В автосервисе вал рулевой рейки мастера могут отшлифовать бесплатно, если на нем имеется неглубокая коррозия. Она выявляется при обращении на СТО с проблемами другого типа. При этом дешевле выполнить замену опорных втулок и тефлоновых уплотнителей, чем приобретать весь узел.
При наличии сильной коррозии или большом износе деталей ремонт провести будет сложнее. Для этого необходим специальный инструмент и определенный опыт. В таком случае лучше купить новую рейку, хотя это обойдется в серьезную сумму. При отсутствии необходимых запчастей деталь придется ждать долгое время, что особенно актуально для машин редких марок. Для ремонта комплектующих автомобиль нужно будет оставить в автосервисе на несколько дней. Только своевременный осмотр деталей и их замена при необходимости помогут не допустить больших расходов. В случае сильных повреждений рулевого механизма ремонт может оказаться нецелесообразным. В таком случае деталь лучше просто заменить.