Рулевое управление и связанные с ним системы – часть управляющей системы автомобиля, к исправности которой необходимо предъявлять особые требования. Именно работоспособность данной системы и всех ее узлов обеспечивает комфортное движение по любым дорогам, безопасность и надежность управления. От качества и технического состояния запчастей зависит управляемость машиной, скорость реакции на действия водителя, плавность хода. Поэтому в процессе эксплуатации водитель должен обращать внимание на техническое состояние отдельных компонентов, первые признаки износа или неисправностей. Также нужно проводить регулярное техобслуживание, своевременно менять детали с признаками износа и окончания рабочего ресурса.
Основные неисправности
Современные автомобили используют обычно реечное рулевое управление. Оно не только удобнее в работе, но и позволяет сократить количество поломок. То есть эксплуатация машины с такой системой будет проще, удобнее и безопаснее. Но это не значит, что поломок нет вообще. Водитель при движении должен обращать внимание на следующие распространённые неполадки в рулевом управлении:
- износ подшипников вала насоса;
- износ приводного ремня;
- в баке ГУР наблюдается потеря рабочих жидкостей;
- клапаны насоса и фильтры засорены;
- крепеж, магистрали повреждены.
В процессе эксплуатации также могут появиться следующие проблемы:
- износ подшипников вала;
- нарушения герметичности системы;
- износ рейки, шестерни или наконечника.
Все эти неисправности требуют обязательного обращения к мастеру и устранения. Чаще всего проводится замена изношенных деталей на новые, контроль состояния остальных улов управления. Чтобы снизить риски внезапной поломки на дороге, необходимо регулярно проходить техосмотры, контролировать состояние рулевой и других систем автомобиля.
Признаки неисправности гидроусилителя
Одним из важнейших элементов рулевого управления является гидроусилитель. Именно он обеспечивает комфорт движения, эффективность маневрирования автомобиля, скорость реакции на действия водителя. Любые поломки гидроусилителя приводят к сложностям с управлением, поэтому нужно внимательнее относится к состоянию данного узла. О неисправностях говорят следующие признаки:
- для поворота руля требуется приложить дополнительные усилия, что появляется при попадании внутрь узла воздуха или нарушении герметичность всей системы;
- насос периодически заклинивает, обычно это говорит о том, что масло уже исчерпало свой ресурс и нуждается в замене;
- в системе рулевого управления раздается стук, обычно это вызывается недостаточной натяжкой приводного ремня;
- при движении машина неустойчивая, что говорит о появлении зазоров в зацеплении;
- при работе гидроусилителя на поворотах есть шум, что может говорить об окончании рабочего ресурса насоса, в этом случае нужен ремонт, то есть замена износившегося узла.
Признаки неисправности
Для обеспечения безопасности следует знать о первых признаках неисправности рулевого управления. К ним относятся следующие:
- при повороте руля раздаются посторонние звуки, стук, что говорит о неисправности шарнира тяги или его износе;
- при управлении появляются регулярные удары в руль, что говорит о неисправности поворотного кулака или рулевого колеса;
- есть люфт, угол поворота колеса и угла поворота руля не соответствуют, чаще всего это говорит о поломках подшипников, шестерен, тяги, рейки;
- вращение руля слишком тугое, то есть колеса установлены с нарушениями;
- уводы рулевого колеса в сторону, что происходит из-за износа наконечников, проблем с рулевой рейкой.
Игнорировать такие признаки поломок нельзя, так как это негативно влияет на безопасность управления. Кроме того, состояние быстро ухудшается, приводит к серьезным неисправностям и требует дорогостоящего ремонта. Поэтому при появлении таких проблем рекомендуется не затягивать, а как можно быстрее обратиться на СТО для диагностики и ремонта. Опытный мастер быстро выявит причину неисправности и устранит ее. Чаще всего требуется замена изношенных компонентов системы, так как восстановление их не всегда помогает полностью устранить неисправность.