Во время движения, автомобиль должен неукоснительно слушаться команды водителя. От этого зависит безопасность на дороге. Если появился дискомфорт в процессе вождения, требуется диагностика, а возможно и ремонт рулевого управления автомобиля. Выполнять его стоит сразу же, как только проблема возникла. В противном случае, ситуацию можно довести до дорогостоящего ремонта, а то и потери контроля над транспортным средством. В таком случае, последствия будут не самыми приятными.
Выполнять диагностику стоит самостоятельно, в процессе повседневной эксплуатации, а если проблема явная, делать это должны квалифицированные специалисты. А как она проводится – расскажем детально.
Методы диагностики и как она осуществляется
Такая процедура технического осмотра авто, как диагностика, за которой может следовать и ремонт рулевого управления автомобиля, подразумевает в первую очередь визуальный осмотр всех составляющих данной системы. Эксперт должен оценить состояние передней части подвески, которая непосредственно связана с рулём.
Основным этапом диагностики является проверка люфтов, которая состоит из двух частей: внешнего и инструментального осмотра. Иногда опытному мастеру достаточно осмотреть систему, чтобы увидеть источник неполадки, но для максимальной точности результатов стоит использовать специальные приборы, среди которых, например, динамометр-люфтомер. Этот прибор точно определяет угол люфта передних колёс машины. В отдельных случаях используется процедура развала-схождения. Если система рулевого управления дополнительно включает гидроусилитель, отдельно осуществляется проверка исправности гидросистемы.
Диагностика рулевого управления может значительно отличаться как объёмом проводимых работ, так и их характером. Так, регулярно водитель может делать самостоятельную диагностику системы, отмечая для себя состояние креплений сошки и максимальные углы поворота передних колёс. Рекомендуется также несколько раз в неделю просматривать, нет ли зазора в рулевых тягах и составляющих гидроусилителя. Стоит отметить, что эффективность таких проверок будет достаточной только при условии их проведения с включённым двигателем.
- Регулировку углов установки левого и правого передних колёс;
- Подтягивание крепления болтов;
- Проверку шарниров тяг и рулевой колонки;
- Состояние и надёжность крепления карданного вала;
- Оценку герметичности гидроусилителя и надёжность электрогидропривода;
- Осуществили замену смазки.
Визуальный осмотр состояния деталей может проводиться сверху. Если обзор недостаточен, проверка производится на подъёмнике.
Обнаружение внешних симптомов неисправности
С внешней стороны, мастер может определить только отдельные виды проблем с системой рулевого управления. В большинстве случаев приходится дополнительно совершать инструментальный осмотр, чтобы прояснить и детализировать суть неполадки. К типичным неисправностям относят ослабление и слишком сильную перетяжку креплений отдельных деталей, например, картера руля, рулевой колонки, а также высокий уровень износа деталей, что может свидетельствовать о некорректном пользовании авто.
Если неисправности касаются гидроусилителя руля, то при визуальном осмотре мастер может указать на переизбыток или недостаток (что случается чаще) масла, а также попадание в систему воздуха и воды. Это можно определить по наличию пены на поверхности масляного бачка. Также среди проблем выделяют засорение фильтров и неполадки в работе пропускного клапана, результатом чего являются заедание и проворачивание седла. В отдельных случаях может наблюдаться слишком слабое натяжение насосного ремня.
Инструментальная диагностика
Во время управления автомобилем нужно учитывать, какое усилия прикладывает автомобилист к рулю, чтобы совершить поворот в ту или иную сторону. При вывешенных колёсах для легкового авто этот показатель должен находиться в диапазоне 7–12 Н, а для грузового он увеличивается до 30–40 Н.