Назначение ГУР
Во многих современных автомобилях в системе управления предусматривается такое устройство, как ГУР руля. Бак гидроусилителя является важным элементом всей системы управления машиной. Благодаря движению рабочей жидкости, которая в нем находится, обеспечивается плавный поворот руля и возможность его легкого вращения. От качества жидкости и ее уровня зависит стабильность работы гидроусилителя, а также всех рулевых механизмов. Кроме того, жидкость ГУР выполняет следующие функции:
-защищает детали от процессов коррозии;
-отводит тепло при трении элементов механизма и предотвращает их нагрев.
Работа жидкости во многом зависит от присадок, имеющихся в ее составе.
Что говорит о недостатке жидкости в ГУР?
При незначительном количестве масла во время поворота руля появляется специфический шум. Он возникает в двигателе в выключенном состоянии, но затихает после прогревания мотора. Руль при этом поворачивается спокойно. При дальнейшем снижении уровня жидкости появляется постоянный гул, в том числе, когда двигатель уже прогрет. В данном случае руль становится трудно поворачивать. На последнем этапе руль будет еще более туго поворачиваться, но никаких звуков не появляется. Это является подтверждением того, что в системе ГУР больше нет никакой жидкости. Это можно легко проверить, если просто посмотреть в бак.
Многие водители пытаются ездить при полном отсутствии масла, но в таком случае можно быстро вывести из строя сам насос. Причем проехать на машине можно совсем небольшое расстояние. В результате этого происходит повреждение роторной пары насоса ГУР, которую практически невозможно отремонтировать. После такой поломки придется покупать новый насос, что потребует больших вложений. Если в ГУР закончилась жидкость, лучше вызывать эвакуатор. Также можно залить жидкость в резервуар в небольшом количестве, а потом постоянно добавлять ее по мере необходимости.
При наличии в ГУР жидкости на низком уровне можно ездить на машине, но необходимо проверять работу руля и наличие звука. Если колесо не очень туго крутится, а при его вращении появляется звук, значит, масла хватает для того, чтобы насос работал. Если произошло вытекание жидкости, то нужно полностью отключить насос и предотвратить его повреждение. Для этого нужно просто перерезать ремень привода насоса. Но это не должно повлиять на работу других механизмов. Далее можно ехать при отключении насоса на самой низкой скорости и недолго. Также важно избегать резких поворотов, так как руль будет вращаться очень туго. Если расстояние будет больше, то рулевое управление просто выйдет из строя.
Если невозможно отключить насос в результате снятия ремня, то шланг можно запустить обратно в бак ГУР. Таким образом в насосе замкнется масляный контур. В нем будет циркулировать жидкость, а рулевая колонка начнет работать. В этих условиях можно будет ехать, если соблюдать скоростной режим и требования к допустимому расстоянию поездки. Далее потребуется ремонт обслуживания рулевого управления.
Особенности проверки количества жидкости
Чтобы обеспечить безотказную работу ГУР, необходимо постоянно проверять качество рабочей жидкости и ее количество. Проверять качество масла необходимо с самого начала эксплуатации машины. Это позволит обнаружить изменение цвета и консистенции масла по сравнению с начальным состоянием. Жидкость должна иметь однородную структуру и не содержать никаких примесей. Если масло не соответствует нормальному состоянию и имеет запах гари, то его нужно будет заменить. При трудном поворачивании руля или появлении посторонних шумов необходимо проверить уровень масла в баке ГУР. Он располагается в самом насосе или рядом с ним.
В руководстве по эксплуатации автомобиля можно найти описание места расположения бачка. После его обнаружения визуально проверяется уровень масла, если бак выполнен из полупрозрачного пластика. Если он выполнен из металла, то выполнить проверку можно с помощью щупа. Обычно он находится в крышке бака.
Иногда уровень масла можно определить после короткой работы мотора или прокручивания руля в разные стороны. При этом двигатель может быть работающим или выключенным. Внутри бака имеются отметки, которые показывают максимальный или минимальный уровень жидкости. Для нормальной работы ГУР уровень жидкости не должен быть больше максимальной отметки.
При проверке масла щупом нужно вставить его в бак и затем достать. После этого необходимо дать оценку цвету масла. Оно должно быть прозрачным и иметь розоватый оттенок. При обнаружении в жидкости частиц резины потребуется срочное сервисное обслуживание машины. Также жидкость не должна быть коричневой или черной. После замены масла в автосервисе можно заменить все неисправные детали ГУР.
После проверки жидкости в бачке необходимо долить ее до требуемого уровня. При этом масло нужно заливать без переливов. Переполненный бачок вызовет резкое повышение давления в системе, что может привести к поломкам и дорогому ремонту. Для этой цели используется состав, который рекомендован производителем машины. Для каждого автомобиля подходит жидкость определенной плотности, так как от этого зависит качественная работа всего рулевого управления. После заливания масла нужно плотно закрыть крышку бака и капот.
Важно регулярно проверять качество масла в системе и его уровень. Если жидкость приходится постоянно доливать, то это может свидетельствовать об утечках. При недостаточном количестве жидкости в насосе во время вращения рулевого колеса появляются посторонние звуки.
Обычно замена масла осуществляется при технических осмотрах машины, которые проводятся по плану обслуживания. Но рабочие свойства жидкости могут изменяться вследствие высоких температур окружающей среды. Некачественная жидкость может привести к быстрому износу деталей гидроусилителя, поэтому ее нужно вовремя заменять.