Исправное рулевое управление обеспечивает передвижение автомобиля строго в нужном направлении, несмотря на скорость и дорожные условия. При этом, маневрируя, водитель должен тратить минимум усилий для управления транспортным средством, и не создавать при езде аварийных ситуаций. Поэтому, при обнаружении признаков неполадок системы управления, нужно незамедлительно проводить ее ремонт.
Причины неисправности
К главным требованиям, предъявляемым к функциям управления автомобиля, относится легкость и простота движения на поворотах, отсутствие проскальзывания и бокового скольжения, высокая прочность и жесткость деталей, их плотная подгонка и минимум зазоров в сочленениях. Вся система рулевого управления требует тщательного внимания и регулярного обслуживания, а его неисправность является одним из самых серьезных сбоев в функциональности авто.
В зависимости от того, каким образом преобразуется крутящий момент и поворот руля, различаются несколько вариантов рулевого механизма. Среди них выделяются реечный, червячный и винтовой. Независимо от вида механизма, детали рулевого управления, в основном, идентичны. Они включают руль, колонку передачи угла наклона руля, привод, усилитель и некоторые дополнительные элементы. Частыми неисправностями системы, которую они составляют, являются:
-нарушение герметичности механизма;
-неполадки в гидроусилителе;
-износ резьбовых отверстий картера;
-износ шарнира наконечника тяги;
-ослабление креплений руля и другие.
Признаки поломки
О том, что элементы рулевого управления неисправны, говорят самые различные признаки. Например, при поворотах автомобиля руль начал вращаться с заеданиями или рывками, а при работающем двигателе стоящего авто, при вращении колеса стал слышаться гул из капота. Еще одним частым признаком поломки являются щелчки при вращении руля и необходимость прикладывать больше усилий для его вращения на поворотах. К другим признакам неисправности рулевого управления авто относятся:
-увеличение люфта рулевого колеса;
-тугое вращение руля;
-биение и стук руля;
-шум в усилителе;
-падение уровня рабочей жидкости в баке гидроусилителя;
-подтеки рабочей жидкости и т.д.
Иногда, при поломках, рулевое колесо начинает вращаться вправо и влево с разным усилием, что также относится к одному из признаков неполадок в управлении. Или автомобиль стал позднее реагировать на повороты руля, появилась его вибрация или стали слышны стуки в рулевой колонке, если слегка покачать руль в стороны при не работающем моторе. При появлении одного или сразу нескольких вышеперечисленных признаков, необходимо обратиться в автосервис на ремонт рулевого управления легкового автомобиля.
Как проводится ремонт деталей рулевого управления
Ремонтные работы можно начинать только после проведения диагностики системы и ее элементов. Тщательное обследование этого механизма позволит точно установить — где именно возникла поломка. Возможно, обнаруженные признаки указывают на неисправность не деталей рулевого управления, а другой системы авто, которую и нужно будет отремонтировать. Стандартный процесс ремонта — это ряд действий для выявление и устранения неисправности таких элементов, как рулевая колонка, рулевые тяги, рейки и наконечники.
Диагностика рулевой рейки включает разборку этого узла и визуальный осмотр его компонентов: валов, уплотнительных колец, сальников. Если они вышли из строя, то их необходимо будет заменить. После замены обязательно проведение испытания новых деталей и работы рулевой рейки на стенде. А компьютерный стенд поможет точно ее отрегулировать. Профессиональные автомастерские перед ремонтом очищают все части конструкции, так как удаление грязи, накипи или ржавчины гарантирует элементам узла долговечность.
Сложность ремонта рулевой колонки в том, что она включает в себя массу деталей, а для устранения неисправности каждую из них нужно снять для визуального осмотра. Разборку колонки должен проводить специалист, а в ходе осмотра и выявления отслуживших свой срок деталей, они заменяются на новые. После этого колонка собирается, проверяется на исправность, и устанавливается на свое место. Если повреждения ее внутренних деталей слишком серьезные, то правильнее будет установить полностью новую колонку.
Часто ремонт сопровождается заменой рулевых наконечников. Их частота износа зависит от состояния дорог, на которых эксплуатируется автомобиль, и от характера вождения. Периодичность ремонта гидроусилителя руля зависит от того, насколько часто и качественно проводятся профилактические осмотры этого узла и предпринимаются меры по его обслуживанию.
Рулевое управление автомобиля лишь на первый взгляд кажется простым механизмом. В современных автомобилях оно представляет собой достаточно сложную конструкцию. Во многих моделях легковых авто установлены гидроусилители и электро-усилители руля, а положение руля можно поменять лишь нажатием на одну кнопку. И чем сложнее конструкция, тем проще управлять автомобилем и тем вероятнее выход из строя одного или нескольких ее элементов.
Следует помнить, что при поломке рулевого управления дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена, поскольку может привести к аварии на дороге. Поэтому, в целях собственной безопасности и других участников движения, ремонт рекомендуется проводить как можно скорее, в специализированном автосервисе.