Рулевое управление – одна из важнейших систем автомобиля, которая напрямую влияет на безопасность. По уровню серьёзности, неисправности в нём приравнивают к поломкам тормозной системы. Эксплуатировать транспортное средство, если рулевое управление вышло из строя – категорически запрещено. Необходимо выявить причину поломки и устранить её в специализированном автосервисе.
Как работает система управления
Рулевая система отвечает за управление автомобилем. Она состоит из ряда механизмов, которые обеспечивают движение машины в нужном направлении, её замедление и остановку. За счёт различных элементов, осуществляется синхронизация положения руля и колёс транспортного средства. В большинстве авто – это передние колёса.
Конструктивно, рулевая система авто состоит из следующих механизмов:
- Рулевой механизм. Требуется, чтобы преобразовать вращательные движения руля в поступательные движения тяги привода. Это позволяет обеспечить поворот колёс ведущей оси в нужную сторону. Автопроизводители осуществляют установку различных видов редукторов с разными передаточными числами. Что касается легковых авто, то чаще всего, применяются рулевые механизмы реечного типа.
- Рулевое колесо и рулевая колонка. Рулевое колесо обеспечивает передачу усилия от водителя на рулевой механизм, посредством рулевой колонки. Она, в свою очередь, является соединительным звеном между и состоит из рулевого вала и шарнирных соединений. Регулирование рулевой колонки в современных авто, может быть механическим или электрическим.
- Рулевой привод. Выполняет передачу усилия от водителя на колёса, через рулевой механизм, что обеспечивает поворачиваемость колёс. Именно привод определяет правильное соотношение угла поворота управляемых колёс, а также делает невозможным их поворот в те моменты, когда работает подвеска. Каким привод будет конструктивно, зависит от типа подвески транспортного средства. Наиболее распространённым вариантом является механический, состоящий из рулевых шарниров и рулевых тяг.
- Усилитель рулевого управления. Он служит для уменьшения усилия водителя, которое он должен приложить к рулевому колесу, чтобы выполнить тот или иной маневр. Это делает управление автомобилем проще и безопаснее. По своему типу, усилители делятся на такие: электрический, гидравлический, пневматический. Каким будет усилитель, определяется рулевым приводом.
Рулевое управление имеет и другие конструктивные элементы, которые обеспечивают выполнение необходимых задач, управляемое и безопасное передвижение. Что касается кинетических параметров, то для характеристики рулевой системы, используются следующие:
- Угол схождения
- Угол поперечного наклона оси поворотного колеса
- Угол продольного наклона оси поворота колеса
- Угол развала
- Плечо обкатки
- Плечо стабилизации
Несмотря на то, что система рулевого управления – один из механизмов, который первым появился на транспортных средствах, современные производители внедряют в неё инновационные решения. К примеру, система активного рулевого управления от BMW или система динамического рулевого управления от Audi, которые позволяют изменять передаточное число рулевого механизма, а зависимости от того, с какой скоростью движется автомобиль.
Что указывает на неисправность рулевого управления
Поломки рулевого управления не являются бессимптомными. А опасность представляют даже небольшие неисправности. Именно по этой причине, эксплуатировать транспортное средство с поломками рулевого – нельзя.
На неприятности с рулевым управлением, указывают такие факторы:
- В рулевом колесе в процессе движения и выполнения маневров ощущается биение
- В передней части автомобиля слышатся стуки
- Происходит увеличение люфта рулевого колеса – на холостом ходу, автомобиль не реагирует на команды водителя
- В гидроусилителе во время движения появляются посторонние шумы
- Руль начал поворачиваться слишком туго, что не характерно для машины
- Визуально заметно протекание рабочих жидкостей, как правило – оно не значительное, лужу под автомобилем вы не увидите, но в процессе осмотра механизмов – это будет заметно.
Причин поломки рулевого управления множество. Это и неправильное проведение ТО, и использование некачественных комплектующих при ремонте, и неоригинальная гидравлическая жидкость, которая не подходит автомобилю, и особенности условий эксплуатации, в том числе, регулярные поездки по плохим дорогам. Не стоит забывать, что элементы рулевого управления, как и любая деталь автомобиля, имеют свой ресурс и могут выйти из строя просто от старости.
Наиболее частые поломки рулевого управления
Неисправность в системе рулевого управления водитель может констатировать достаточно просто – автомобиль ведёт себя иначе, снижается его управляемость и комфорт в процессе вождения. Но выявить, что именно является источником проблемы – достаточно проблематично, поскольку одни и те же «симптомы», могут указывать на совершенно разные поломки.
После того, как на автомобилях начали активно использовать реечное рулевое управление, список его возможных поломок существенно сократился. Наиболее частыми неисправностями являются такие:
- Износ пары шестерня-рейка, являющейся передающей
- Нарушение герметичности в рулевом механизме
- Проблемы с подшипником рулевого вала ввиду его износа или разрушения
- Износ шарнира наконечника рулевой тяги.
В целом, рулевое управление автомобиля является достаточно надёжным элементом. Но если в нём возникают поломки, их необходимо своевременно выявить и устранить. Некоторые з неисправностей, но не на всех автомобилях, водители «с руками» могут починить самостоятельно. Другие же – задача исключительно специалистов. Поэтому, не стоит полагаться на то, что само собой наладится. При подозрении на поломку, стоит незамедлительно обратиться в специализированный автосервис – это обойдётся дешевле.